Путин поручил стимулировать речные перевозки

Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей президент Владимир Путин провел в Волгограде, прямо на берегу Волги.

Место было выбрано не случайно: Волгоград — один из самых протяженных городов страны, растянулся вдоль Волги почти на 90 км. Область имеет выход к нескольким морям, по ее территории протекает около двухсот рек. Основные — Волга и Дон с притоками.

Сперва глава государства осмотрел выставку на причальной набережной пассажирского речного вокзала. В акватории на расстоянии почти 400 м от берега разместились транспортные суда, построенные в России в течение последних пяти лет, а также специальные суда МЧС. Организаторы подготовили макеты проектируемых гидроузлов, строительство которых позволит устранить «узкие места» по линии Волго-Донского водного пути и возобновить сквозное судоходство на этих участках в прежнем объеме. Глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что содержание одного километра водного пути обходится в 130 тысяч рублей, а содержание одного километра дороги — в 4,5 млн.

Кстати, показали президенту и знаменитый «танцующий мост» через Волгу: многие помнят, как в 2010 году из-за сильного ветра начались сильные раскачивания конструкций.

«Вопрос о развитии внутренних водных путей России — чрезвычайно важный — и не только для Поволжья, но и для всей страны», — подчеркнул глава государства. Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам. Здесь проживает 80 процентов населения, производится до 90 процентов ВВП.

«Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами», — сравнил президент. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, ЖКХ, сельское хозяйство. «До появления железных дорог они служили вообще основными магистралями, по которым шли перевозки и грузов, и пассажиров», — напомнил Путин.

«Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, — считает глава государства. — Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей». Для ряда регионов нет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом, добавил он, приведя в пример Якутию.

Президент перечислил самые важные направления развития. Во-первых, это преодоление инфраструктурных ограничений. Глубина водных путей сократилась за 25 лет в среднем на четверть, а их протяженность — с гарантированными габаритами судового хода — на 30 процентов. Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой из-за маловодности рек, что ведет к убыткам. Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза, а ведь в 1990 году был сопоставим с автомобильным. Сейчас разрыв увеличился в четыре раза. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям.

«На единой глубоководной системе немало так называемых «узких» мест. А если быть точным — мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов», — заметил Путин. «В этом году воды достаточно, но так бывает далеко не всегда», — добавил он.

Приоритетная поддержка, по мнению главы государства, нужна сквозным туристическим маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга в южные регионы. Для стимулирования туризма следует усовершенствовать и визовый режим.

При этом необходимо минимизировать возможный ущерб рекам, свести его к нулю, указал Путин. «Природная среда рек бесценна и абсолютно уникальна», — добавил он.

Следующая задача — достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта. Более четверти федеральных автомагистралей работают в режиме перегрузки, особенно летом, но при этом возможности навигации по рекам используются неэффективно. «Перевозчики не спешат менять свою привычную логистику», — объяснил президент и поручил правительству принять оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам. «В Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше», — сравнил он. А если сравнивать использование водных путей с другими видами транспорта, то российский водный грузооборот отстает даже от тех европейских стран, где протяженность рек гораздо меньше.

«Нужно развивать портовую инфраструктуру, современные контейнерные терминалы», — продолжил глава государства.

Важнейшая задача — обновление речного флота. «Темпы очень низкие», — констатировал Путин. За 15 лет построено 800 судов, при этом выбывших в 13 раз больше, чем новых. Средний возраст — 36 лет. Если в 2000 году на российских реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч.

Большие трудности возникают и с эксплуатацией портовых сооружений, особенно причалов. «В основном это железобетонные, изношенные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям, и зачастую небезопасные для пассажиров», — оценил президент. «Денег на их ремонт и реконструкцию из бюджетов, как правило, не хватает», — добавил он и призвал привлекать частный капитал к их обустройству.

Проблемы также обуславливаются тем, что на реках пересекаются интересы различных отраслей, а федеральные органы власти «замыкаются на сугубо ведомственных решениях», которые зачастую противоречат друг другу, считает Путин. «Ясно, что здесь необходима координация работы ведомств. Структура, обладающая такими полномочиями, у нас есть — это правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, правда, насколько мне известно, проблемами водных путей она пока тоже как следует не занимается», — сказал он. Сейчас «каждый тянет в свою сторону», — заметил глава государства. «А реки далеко не всегда выигрывают», — добавил он.

«Вопросы безопасности всегда должны стоять на первом месте», — также подчеркнул президент. Их нужно постоянно держать в зоне внимания и предупреждать возможные происшествия, используя современные навигационные возможности. Исполнилось пять лет со дня крушения «Булгарии». «Мы помним эту ужасную трагедию и знаем о ее причинах», — заметил он.

В режиме видеомоста из Астрахани вице-президент ОСК Евгений Загородний произвел монтаж закладной доски на стенку пассажирского судна класса «река-море», спроектированного в версии «плавучая гостиница» с балконами и бассейном. Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. «Надеюсь, что это первый, не только не последний, но успешный шаг в строительстве целой серии, — оценил президент. — Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам, развитию внутреннего и въездного туризма».

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере «РГ»

Президент поручил утвердить «дорожную карту» по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарств.

Также глава государства указал доработать единый реестр проверок, ввести ответственность за невнесение в него информации и подготовить предложения по поправкам, предусматривающим согласование с прокуратурой ряда внеплановых проверок. Еще Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке ФЦП по реализации государственной молодежной политики.

Источник: https://rg.ru/2016/08/15/reg-ufo/putin-poruchil-pravitelstvu-stimulirovat-rechnye-perevozki.html

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *

Вы можете использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>